Хубилай, Николай и .. карты погоды

18 апреля 2019

2. 18.04.2019

Хубилай, Николай и .. карты погоды.

Август 1281 года.

Объединенные силы раскинувшейся "от моря до моря" монгольской империи великого хана Хубилая,высадившись с сотен кораблей на остров Такасима, начали хорошо подготовленное второе завоевание Японии. Казалось, небольшая островная империя обречена. Но налетевший "божественный ветер" с проливными дождями разметал корабли и опустошил берега, занятые армией вторжения. Ее потери были огромны. Япония устояла, больше никто ей не угрожал.

И следующие 5-6 столетий не обходились без крупных потерь флотов вторжения и снабжения экспедиционных сил. Причем, чем масштабнее и длительнее были операции привлеченных флотов, тем чувствительнее потери от природных стихий. Яркий пример - бесславный поход 1588г испанской "Непобедимой Армады" против Британии и восставших нидерландских провинций. Из похода не вернулось более 60 кораблей и всего лишь 7 из них признаны боевыми потерями. Значит, остальное "на совести" Эола и Посейдона(древнегреческие покровители стихий). Ошибки навигации не в счет, поскольку в хорошую погоду "самоутопить" океанский корабль трудно.

Наконец, случилось..

14 ноября 1854 года.

Сильнейший шторм выбрасывает на скалы или отправляет на дно значительную часть объединенного франко-британского экспедиционного флота в Балаклаве и других бухтах Крыма. Разрушены береговые склады, армейские лагеря. Таких разовых потерь "владычица морей" не несла никогда, так что резонанс был оглушительный.

Российский император Николай I так прокомментировал донесение о масштабах стихии: "Еще одну такую бурю, и союзники убрались бы из Крыма!"

Но союзники убираться из Крыма не собирались и сумели сделать из случившегося, как оказалось, далеко идущие выводы. (Хотя, если бы шторм пришел к началу высадки армии вторжения, итог войны мог быть совсем иной!). Так или иначе, но вскоре военный министр Франции Вальян обратил внимание на предшествующие этой буре донесения по Средиземному морю, где также сильно штормило, а значит, стихию можно было предсказать?

Задание было дано на самом высоком уровне. Император Франции Наполеон III поручил решение вопроса знаменитому открывателю "на кончике пера" новой планеты, названной Ураном, астроному и математику Леверье. И уже через 3(!) месяца после трагедии была нарисована первая карта погоды с изолиниями давления(первые "циклоны"!) и стрелками ветров. Дальше метеорологию уже было не остановить. На глазах рождалась всемирная Служба погоды, не знающая государственных границ. Про "границы" - это принципиально, учитывая масштабы метеорологических процессов в системе глобальной циркуляции атмосферы.

О развитии этой увлекательной "истории" можно прочитать подробнее, но на этих страницах нас, по-прежнему, будет интересовать не столько ЧТО, сколько ПОЧЕМУ. Почему не раньше и не позже? Попробуем разобраться.

От погоды человек(как и все живое) зависел всегда, а значит и наблюдал. За облаками, ветрами, уровнями рек и приливов, морскими течениями и очень хорошо разбирался в особенностях погоды и климата в своей местности. Вся древнегреческая мифология наполнена божествами, отвечающими за небо, море, реки, ветры, штормы, наводнения, засухи. Удивительно, но подавляющее большинство современных людей не знает об окружающем мире и доли того, сколько знал обычный житель прибрежного греческого полиса. Мы к этому обидному цивилизационному парадоксу еще вернемся, а пока продолжим изыскания по теме.

Для начала, просто поверьте метеорологу, что такие штормовые циклоны, как тот, который топил новейшие английские и американские(да, да! зафрактованные и оплаченные британским казначейством) парусные и даже винтовые суда, проносились по Средиземноморью, Балканам, Черному морю и во времена генуэзцев, скупавших славянских рабов на галеры в крымской Кафе, и во времена Византии, так и не ставшей научной и культурной преемницей эллинского мира, и, конечно, во времена удивительной греческой "колонизации". В кавычках, поскольку этот современный термин никак не отражает сути уникального исторического процесса создания греческих торговых факторий на обширных побережьях Черного, Эгейского и Средиземного морей.

Подводная археология подтверждает, что тонули в этих водах парусники и весельные суда во все исторические времена. Как знать, может именно такой или еще более мощный средиземноморский циклон за полтысячелетия до появления греческих полисов на черноморских берегах разметал по Эгейскому морю флот ахейских победителей Трои, о чем нам поведал Гомер в бессмертной "Илиаде"?

Итак, что же общего между событиями в Цусимском проливе летом 1281г и поздней осенью 1854г у берегов Крыма? Формально, и там, и там - крупнейшие для своего времени десантные военные операции превосходящего флота нападающей стороны и очень серьезные потери от неожиданных ударов стихии.

А вот с точки зрения метеорологии, общего - почти ничего. Флот и армия вторжения Хубилая, несомненно, попали под удар одного из тихоокеанских тайфунов (в Атлантике такие же тропические циклоны называются ураганами), которые ежегодно посещают японское побережье, нередко захватывая и прибрежные районы Китая и Кореи. Местные жители, особенно японцы, с ними были, конечно же, хорошо знакомы и первые признаки приближения стихии тоже знали. Но флоту Хубилая это знание все равно бы не помогло, учитывая масштабы операции и отсутствия быстрых средств связи. Дело в том, что тропические циклоны сравнительно небольшие (до нескольких сотен километров, штормовое ядро еще меньше), так что несмотря на их медлительность (не путать со скоростью ветра в них!!!), счет времени от первых признаков до удара стихии шёл на часы.

Очевидно, здесь просто грубый просчет в планировании операции(как у Наполеона и Гитлера, самоуверенно рассчитывавших до зимы покончить с Россией). Во всяком случае, Хубилаю стоило дождаться окончания сезона тайфунов. Но получилось, что получилось - простая детская игра природы: "кто не спрятался - я не виноват!"

С циклонами умеренных широт(включая средиземноморские) все по-другому: механизм образования, источник энергии, скорость смещения, размеры, траектории и прочее. Важно, что внетропические циклоны значительно больше по размерам, быстрее движутся, но по более предсказуемым траекториям. Вот это и позволяет неплохо прогнозировать их смещение на сутки-двое вперед даже без использования современных компьютерных моделей. А с учетом их скоростей(для быстрых штормовых циклонов это примерно 50-70км/час) за сутки получаем расстояние более тысячи километров! Именно этот факт был подмечен французским министром. Но отрывочных("с оказией") донесений о погоде недостаточно. Да и сопоставлять, а тем более связывать в единую картину(карту), разрозненные факты субъективно оцененной погоды невозможно. Нужны настоящие регулярные наблюдения по единой методике, однотипными приборами. Этого не было, но..

Отдельные наблюдения за погодой в Европе велись задолго до Крымской войны. В России этим занимались некоторые университеты и обсерватории, а в Крыму первая метеостанция, организованная на частные средства, вела наблюдения с 1821 года! Однако для карт погоды данные надо быстро собирать в одном месте(иначе получим прогноз, в лучшем случае, "на вчера"). И это, благодаря усилиям ученых и изобретателей Европы и Америки, к середине 19-го века уже было возможно!

21 октября 1832 г ученый-электротехник (по совместительству - российский барон) Шиллинг с помощью своего изобретения в присутствии императора Николая I передал на расстояние 100м первую телеграмму из 10 слов. А уже через два десятка лет по всей Европе и Северной Америке шагали телеграфные столбы и тянулись подводные кабели. Для рождения Службы Погоды не хватало разве что последнего "пинка" в виде громкой погодной "сенсации". И она состоялась! Под историческим именем "Балаклавская буря 14 ноября 1854 года".

Уже с 1865 года в европейские порты стали приходить штормовые предупреждения. Польза от оперативных сводок и первых карт погоды была столь очевидной, что службы погоды стали создаваться по всему миру. Но пройдет еще полвека, прежде чем совершится следующий рывок: на картах погоды появятся атмосферные фронты, и родится Синоптический Анализ. Но о нем мы поговорим в другой раз.<br>

Вернуться к списку