Гидрометеорологическая служба до распада СССР обладала развитой сетью наблюдательных пунктов, - это был период, когда открывались новые метеостанции, гидрологические посты, велись научные разработки различных методик по всем направлениям, работали инженеры с профильным образованием, с зарплатой не ниже средней по стране.
К чему мы пришли? 2018 год в череде последних трех лет стал показательным, прежде всего, по резкому снижению зарплат квалифицированных специалистов, что привело к их оттоку с наиболее ответственных постов, сокращению и без того «прореженной в 90-х годах наблюдательной сети», которую продолжают сокращать в последние годы с поистине безумным рвением. Довольно популярное сейчас сокращение количества сроков наблюдений на некоторых метеостанциях приводит к ухудшению качества прогнозов, потере важной метеорологической информации, в том числе и об ОЯ.
В настоящее время плотность наблюдательной сети не только не соответствует рекомендациям Всемирной метеорологической организации, но и не позволяет в полной мере обеспечивать потребителей метеорологической информацией, особенно это касается взаимодействия в системе РСЧС. При возможном возникновении или возникновении чрезвычайных ситуаций, когда принятие решения по спасению людей, уменьшению возможного ущерба должно быть принято незамедлительно, увеличение количества пунктов наблюдения может быть решающим фактором.
Запросы потребителей метеорологической информации весьма разнообразны. Потребность различных организаций, например, МЧС, в фактических оперативных данных, специализированных прогнозах погоды велика, но удовлетворить все запросы наших имеющихся и потенциальных заказчиков невозможно из-за нехватки современного оборудования, соответствующего программного обеспечения, отсутствия современных технологий, и, конечно, достаточного числа квалифицированных специалистов.
Попытки автоматизировать проведение наблюдений на метеостанциях - установка АМК, не дала ожидаемого результата по причине недооснащения комплексов такими датчиками, как датчики для определения метеорологической дальности видимости, датчики для определения количества твёрдых осадков, высоты снежного покрова и т. д. По факту лишь увеличился объем финансовых затрат: на электричество, поверку комплексов, командировки специалистов для обслуживания, ремонта АМК, закупку дорогостоящих деталей для ремонта комплексов. Таким образом, в настоящее время АМК только дополняет наблюдения по табельным СИ.
Прогнозирование состояния погоды на 1-3 суток, неделю и даже две – одна из основных задач наших синоптиков, решая которую, специалисты сталкиваются с серьезными проблемами. Используемые в большинстве УГМС математические модели далеки от совершенства, за исключением отдельных регионов (Москва, Сочи, Казань), но усугубляет ситуацию еще и необходимость закупать за счет собственных средств УГМС обновленные версии специализированных ГИС технологий, цены на которые просто заоблачные! Вот и остался синоптик один на один со своими проблемами: безденежье (в Уральском УГМС за последние три года зарплата синоптиков уменьшилась на 4-6 тысяч и составляет в зависимости от квалификации сотрудника 15- 20 тысяч рублей), старенькие компьютеры, на последнем издыхании работающие программы. Обещанные радары ДМРЛ-С (по плану установка в Уральском УГМС на территории Свердловской области должна была осуществиться в 2014 году) не установлены, в Челябинской области и Пермском крае проведен монтаж радаров, однако, до ввода в эксплуатацию еще далеко. Нет спутниковых снимков необходимого разрешения, все, что находит синоптик в интернете, с большой натяжкой можно использовать для уточнения прогноза, тем более прогноза ОЯ.
Пик развития сферы гидрологических прогнозов пришелся на середину 80-х годов. Этому способствовало:
– нормально функционировавшая (для ряда бассейнов в достаточном количестве) стационарная сеть метеорологических и гидрологических пунктов наблюдений (в т.ч. ТДС), осуществление ОГСН контроля качества и выполнения плана наблюдений на сети;
– проведение самолетных гамма-съемок снежного покрова (1969-1986 г), разработка методов прогнозов на базе этих данных (под руководством ГГИ), при необходимости - проведение авиадесантных снегосъемок, самолетных бортнаблюдений за снегозапасами;
– разработка методов гидропрогнозов специалистами НИУ (ЦИП, ГГИ, СИБ НИГМИ и т.д.), финансирование этих работ.
– разработка методов метеопрогнозов для гидропрогнозирования (например, методов прогноза перехода среднесуточной температуры воздуха через 0° весной и осенью для прогнозов вскрытия и замерзания рек, внедренных Сухаревым К.И.) и составление специализированных метеорологических прогнозов ОМП (например, среднесуточной температуры воздуха по пунктам).
– разработка методов гидропрогнозов специалистами ОГП совместно с программистами, с применением высоких для того периода технологий;
– достаточный штат ОГП (какой-то период даже ОГПИ: отдел гидропрогнозов и исследований), который превышал 10 человек и позволял выпускать прогнозы и корректировать методики каждому специалисту на 1-м бассейне (на данном этапе 6 основных бассейнов).
– достаточная заработная плата специалистов ОГП (на уровне средней по стране). Сейчас в 2 раза меньше, чем средняя по г. Екатеринбургу. Относительно 2015 г произошло уменьшение заработной платы на 17-25% (на 4-8,5 тыс. руб).
Относительно 1985 года на территории Уральского УГМС сокращено 40% пунктов наблюдений гидрологической сети, 34% метеорологической сети, а на отдельных бассейнах снегомерная сеть сокращена в 2 раза и более. На бассейне Камы в пределах Верхне-Волжского УГМС сокращено 43% снегомерной сети. Большинство пунктов наблюдений было сокращено в 1988 году при переходе на новые условия хозяйствования (в среднем на 30%). В дальнейшем происходили точечные закрытия и консервации пунктов наблюдений, как в по объективным причинам (вымирание населенных пунктов), так и вследствие некомпетентной (без учета мнения специалистов) оптимизации. Например:
– в 2011 году при очередной рационализации сети на бассейне реки Камы (в пределах Кировской области) Верхне-Волжским УГМС было закрыто 4 МП (из действующих 6 пунктов наблюдений), без учета последствий влияния на экономику и население соседнего субъекта Федерации (Пермского края) и субъектов расположенных ниже по течению.
В 2014-2018 гг филиалами ФГБУ «Уральское УГМС» было предложено закрыть большинство метео и агро постов (снегомерных пунктов наблюдений), несмотря на доказанное ухудшение качества прогнозов.
Анализ последствий закрытия сети, приведённый специалистами ФГБУ «Гидрометцентр России» совместно с ФГБУ «Уральское УГМС изложенный в Рекомендациях по развитию системы оперативного гидрологического мониторинга и прогнозирования в бассейнах Нижней Волги и Камы, УДК 556.05, № госрегистрации 115110640001 [1], показал, что «сокращение наблюдательной сети приводит к нарушению её пространственной конфигурации, что сказывается на качестве прогнозов, приводит к уменьшению оправдываемости долгосрочных прогнозов притока воды в водохранилища в среднем на 25%, а прогнозов максимальных уровней половодья – на 30%».
Анализ влияния сокращения конкретно снегомерной сети на долгосрочные прогнозы притока воды и максимальных уровней, выполненный на основе ретроспективных прогнозов, показал, что сокращение снегомерной сети в среднем на 10% приводит к снижению оправдываемости долгосрочных прогнозов в среднем на 7%.
В Уральском УГМС, например, в связи с тем, что после сокращения сети показатели эффективности и качества методов гидрологических прогнозов для большинства рек Пермского края оказались около и ниже допустимых критериев, 45% плановых прогнозов (10 из 22) были переведены в консультации. Консультации, несмотря на увеличение трудозатрат при их составлении, продолжают выпускаться в связи с наличием отметок ОЯ, происходящими подтоплениями населённых пунктов и крайней востребованностью органами власти, МЧС, потребителями энергетической, водохозяйственной и др. отраслей экономики. При этом из-за недостатка информации оправдываемость консультаций продолжает снижаться (1996-2000 гг: 74%, 2001-2010 гг: 66-60%, 2011-2015 гг: 56%). По Челябинской области для большинства рек выпускаются консультации об ожидаемых максимальных уровнях и объёмах стока весеннего половодья. По всей обслуживаемой территории ОГП на данном этапе выпускает 36% объёма прогнозов максимальных уровней в виде консультаций.
На лесной части бассейна Камы плотность сети снегомерных маршрутов более чем в 10 раз меньше рекомендованной ВМО.
Ухудшение качества гидрологического прогнозирования, предупрежденности гидрологических ОЯ влечет за собой увеличение негативного влияния гидрологических условий на жизнедеятельность населения, здоровье и жизнь населения, значительное увеличение экономического ущерба от гидрологических явлений, уменьшение СГМО. Далее предоставлены графики оправдываемости.
В основе агрометеорологии лежат агрометеорологические наблюдения. Они представляют собой сопряженные наблюдения за метеорологическими величинами (температурой и влажностью воздуха, атмосферными осадками и т.д.), влажностью почвы, состоянием и продуктивностью с.х. объектов.
Бурное развитие агрометеорологии началось в 1921году. За последующие годы она претерпела различные организационные преобразования. Но развивалась сеть, наука, обслуживание с.х производства.
За годы перестройки сеть станций сократилась практически вдвое, было потеряно 45 пунктов наблюдений. В настоящее время в Уральском УГМС (4 области, две их них являются производителями твердых сортов пшеницы) агрометеорологические наблюдения ведет 51 МС. Из 3-х агрометстанций осталась одна – А Исток. Полностью свернуты воднобалансовые наблюдения, отсутствуют наблюдения за температурой почвы по глубинам. Два отдела: агрометеорологии и агропрогнозов были объединены в один, с сокращением специалистов, сюда же вошла группа агрогидрологии (в составе 1 специалист). Процесс определения запасов влаги в почве производится дедовским методом, наблюдения не автоматизированы. Наблюдательные участки все больше и больше удаляются от метеостанций. Недостает современного оборудования.
Агрометеорологическое обслуживание, в основном, направлено на Управленческий аппарат. С переходом обслуживания на договорную основу, многие потребители отказались от агроинформации из-за своей неплатежеспособности, хотя крайне в ней нуждались.
Агрометеорологические материалы, предоставляемые Министерству сельского хозяйства Свердловской области, являются традиционными для территории Урала. Это прогнозы перезимовки озимой ржи, запасов влаги в метровом слое почвы к весне, начала полевых работ, теплообеспеченности вегетационного периода, сроков созревания зерновых культур, многолетних трав, урожайности зерновых культур, картофеля, сена многолетних трав, агрометеорологические бюллетени за декаду, месяц, справки и доклады при возникновении неблагоприятных явлений.
Интерес же к агрометеорологической информации со стороны хозяйств появляется, в основном, при возникновении неблагоприятных агрометеорологических условий, для получения обоснований по недобору урожая.
Переход земли в частные руки привел к запустению полей и отсутствию участков для наблюдений. Необходим документ, закрепляющий права на наблюдения в частных хозяйствах, которые проводятся в их же интересах.
Для обеспечения страховых компаний, застрахованных хозяйств существующих наблюдений недостаточно, необходим мониторинг за посевами в конкретном хозяйстве, на конкретном поле. Для решения этой проблемы необходимо создание мобильных лабораторий, разработка новых методик.
Сохраняется и проблема подготовки кадров, агрометеорологов со специальным образованием на сети практически не осталось. Опытные специалисты достигли пенсионного возраста, а пополнение молодежью после техникумов, университетов не происходит из-за отсутствия жилья и небольшой зарплаты. Отдел агрометпрогнозов и агрометеорологии на 90% укомплектован выпускниками сельскохозяйственной академии. Естественно это накладывает определенные трудности на работу отдела.
В 1996 году Уральское управление одно из первых перешло на автоматизированную обработку агротелеграмм и составление агропрогнозов, с помощью ИПС (информационно-прогностическая система – фактически АРМ опертивника). В прошлом году за счет собственных средств нашего управления эта система была усовершенствована и внедрена как АРМ Агропрогноз.
Отсутствие курирования в Росгидромете агрометеорологического направления привело к печальным последствиям. Нет согласованности между отделами ВНИСХМ, МЦД, ГМЦ РФ, что ведет к разработке параллельных несовместимых между собой методик.
Для обеспечения сельского хозяйства агро информацией необходимы непрерывные агрометеорологические наблюдения за состоянием сельскохозяйственных посевов, изучение агроклиматических особенностей области, районов. В целях наиболее рационального размещения посевов, внедрения новых сортов необходимо изучение особенностей микроклимата, его учет в сельском хозяйстве, т. е. работа и на будущее, от которого зависит продовольственная безопасность нашей страны.
Снижение статуса Росгидромета после его вхождения в МПР, секвестирование бюджета службы привели к хронической нехватки средств не только на ее развитие, но и на поддержание работоспособности подразделений.
Следствием дефицита гидрометеорологической информации, снижения её количества и качества стало уменьшение числа потенциальных потребителей, уменьшение, соответственно, объёмов хоздоговорных средств, за счет которых содержится сеть.
Не получая достаточной, а, главное, оперативной гидрометеорологической информации, от безысходности, ЕДДС МО начинают создавать свою собственную наблюдательную сеть. Сейчас запускается пилотный проект АПК «Безопасный город» (далее АП «БГ»), где будут привлечены и объединены в единую информационную систему множество служб, не последнюю роль играло бы и участие Росгидромета.
ФГБУ «Уральское УГМС» предложило внести в техническое задание контракта по реализации проекта АПК «БГ», в рамках которого планируется закупка автоматических метеостанций и автоматических гидрологических комплексов, обязательное согласование мест их размещения с нашим управлением, более того требования к планируемому к закупке оборудованию должны быть аналогичными с требованиями Росгидромета. Таким образом, мы надеемся расширить нашу сеть, получая в дальнейшем фактические данные от вновь организованной ведомственной сети муниципальных образований. Также было предложено использовать как основную составляющую данного проекта разработку Западно-Сибирского Метеоагентства ИУС «Погода и гидрология в реальном времени».
Тем не менее, наше мнение однозначно – развивать сеть Росгидромета, увеличивать количество наблюдательных пунктов должен сам Росгидромет, так как, как показала практика, ни одна ведомственная сеть по качеству наблюдений не может конкурировать с сетью Росгидромета.
Для решения проблем необходимо:
1. Добиться прежнего статуса Росгидромета – переподчинить его напрямую Правительству РФ.
2. Профинансировать повышение заработанной платы специалистам гидрометеорологам до средней по регионам. Усилить контроль за финансовой деятельностью УГМС.
3. На уровне Правительства РФ решить вопрос о правовой основе монополизации Росгидрометом производства и предоставления фактической и прогностической информации потребителям, в том числе органам власти, МЧС и т. д.
4. Создать единую электронную платформу Росгидромета (единый сайт с возможностью выхода в любое структурное подразделение).
5. Любое программное обеспечение должно быть встраиваемо в общую систему, а не разрабатываться отдельным блоком, который потом проблематично стыковать с другими ПО.
6. Все новые разработки должны быть едиными для всего Росгидромета, внедряться в системе Росгидромета бесплатно по всей России, чтобы УГМС не тратили деньги на изобретение «велосипеда».
7. Развивать и расширять наблюдательную сеть, а не «оптимизировать» ее.
8. Переоснащение сети не должно затягиваться на годы (как например проект «Волга»).
9. Обратиться к Правительству РФ с докладом о критическом состоянии Гидрометслужбы, упадок которой уже приводит к печальным последствиям (нет качественного и своевременного обеспечения гидрометеорологической оперативной информацией периодов с наводнениями, пожарами и пр.), что ведет к ухудшению жизнедеятельности населения, огромному материальному ущербу.
10. Законодательно закрепить согласование страховыми компаниями с Росгидрометом перечня страховых случаев при возникновении природных опасных явлений,
11. Решить вопрос о финансирования агрометобеспечения страхового бизнеса. Законодательно закрепить выполнение работ по обследованию посевов в хозяйствах с привлечением специалистов гидрометслужбы, за счет средств, предусмотренных на гос.поддержку аграрного сектора.
12. Финансировать такие разработки как «ГИС – Амур» для дальнейшего использования их в других регионах.
13. Добиться решения вопросов по определению зон затоплений, которые опять «отложены в долгий ящик».
14. Профинансировать дальнейшее развитие разработки Западно-Сибирского Метеоагентства ИУС «Погода и гидрология в реальном времени» для внедрения ее во всех региональных центрах Росгидромета. Это позволит играть главную роль при прогнозировании возможных ЧС природного характера именно Росгидромету, а не МЧС, которое в силу своей специфики деятельности не располагает необходимыми источниками информации и кадрами, способными ее использовать и оценивать.
15. Необходимо выделение финансирования на создание современных методов краткосрочных и долгосрочных прогнозов элементов водного и ледового режима водных объектов, в т. ч. с использованием спутниковой информации, на автоматизацию расчетов предикторов для выпуска прогнозов. Со стороны ФГБУ «Гидрометцентр России», ФГБУ «СибНИГМИ», ФГБУ «ГГИ» необходимо участие в научно-исследовательских разработках методов гидрологических прогнозов.
16. Росгидромету для решения кадрового вопроса рассмотреть, как вариант, вопрос о привлечении к наблюдениям вахтовым методом в труднодоступных районах призывников, проходящих альтернативную службу (например, в рамках соглашения по информационному обслуживанию Вооруженных Сил).
Заместитель начальника управления-
Начальник гидрометцентра Г.Б. Сердюк